
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!!!
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков. Число суицидальных попыток среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось почти на 13 % (с 3 253 до 3 675 случаев), а число повторных попыток на 92,5 % (до 362 случаев с 188). Установлено, что лишь у 10 % подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, в остальных 90 % – это «крик о помощи».
Важно понять, что подростковый и детский суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Самоубийство детей и подростков – чаще всего рассматривается как результат того, что «крик о помощи» не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
-
капризность, привередливость;
-
депрессия;
-
агрессивность;
-
нарушение аппетита;
-
раздача подарков окружающим;
-
психологическая травма;
-
перемены в поведении и другие.
Вас должны насторожить высказывания ребенка:
-
Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
-
Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
-
Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
-
Прощания.
-
Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство – это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
-
Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.
-
Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
-
Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
-
Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
-
Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
-
Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
-
Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к интернету в поисках «родственной души».
Однако интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.
Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в сети Интернет, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через интернет.
Особенно важно выделить такую опасность в сети Интернет, как «смертельные игры», например, «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, «Тихий дом», «Рина», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «ВКонтакте», распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» будет задание совершить самоубийство.
Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:
-
Открыт ли доступ к странице ребенка. Если в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20″, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться.
-
Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.
-
Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.
-
Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).
-
Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.
Куда могут обратиться родители (законные представители), если их детям угрожает интернет?
-
С сообщениями о преступлениях (угрозы, травля в сети Интернет, размещение порнографических материалов, в случае сексуальных домогательств в сети и т.п.) необходимо обратиться в полицию.
-
Для получения психологической помощи можно обратиться к школьному психологу, а также на Общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122.